ЗИЛ-158 — городской автобус производства Завода имени Лихачёва и Ликинского автобусного завода. Выпускался с 1957-го года.
ЗиЛ-158 1957 года
ЗИЛ-158 представлял собой дальнейшую модернизацию автобуса ЗИС-155. Отличался удлиненным на 770 мм кузовом с увеличенной до 60 чел. номинальной пассажировместимостью (32 места для сидения), измененным дизайном передней и задней масок, изменёнными боковыми окнами, а также двигателем с увеличенной на 9 % мощностью. Первые ЗИЛ-158 имели окна в вентиляционных люках в крыше, а также окна по углам на задних скатах крыши (вскоре и от тех, и от других отказались).
Первый образец ЗИЛ-158 был выпущен в июне 1956 года.
В связи с возраставшей потребностью больших советских городов во вместительных автобусах и невозможностью дальнейшего наращивания параллельного выпуска автобусов на ЗИЛе из-за увеличения производства грузовиков, выпуск модели ЗИЛ-158 в 1959—1960 гг. был передан на Ликинский автобусный завод.
В 1961 году на ЛиАЗе был начат выпуск модернизированного автобуса ЗИЛ-158В. Он отличался от ЗИЛ-158 однодисковым сцеплением, коробкой передач ЗИЛ-164А и изменённым передаточным числом главной передачи (7,63 против 9,28 на ЗИЛ-158), а также тормозным краном другой конструкции.
В Москве ЗИЛ-158 и 158В преобладали в автобусных парках с конца 50-х до 1974 года, а последние машины были сняты с эксплуатации в 1978 году. В некоторых городах Советского Союза эксплуатация ЗИЛ-158В продолжалась и в начале 80-х годов.
На ЗИЛе было произведено 9515 экземпляров ЗИЛ-158, в том числе в мае 1957 года пилотная партия из 180 автобусов специально к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов. Годовой выпуск автобусов на ЛиАЗе составлял в 1959 году — 213 ед., в 1963 году — 5419 ед. и в 1969 году — 7045 ед. Суммарный выпуск ЛиАЗом автобусов серии «158» за 10 лет составил около 50 тыс.
Во многих источниках автобус выпуска с 1961 по 1970 гг., производившийся на ЛиАЗе, именуется как ЛиАЗ-158В, однако это название ошибочно. На самом деле, во всех отраслевых и заводских документах автобус именуется как «ЗИЛ-158В производства Ликинского автобусного завода». Именно такое название было написано на подкапотной табличке: ЛиАЗ ЗИЛ-158. Сам автобус на ЛиАЗе выпускался до января 1971 года, однако уже после прекращения серийного производства в мае 1973 года был собран ещё один уже последний экземпляр автобуса специально для отраслевой выставки НАМИ.
ЗиЛ-158 Опытный 1956 года
Компоновка автобуса ЗиЛ-158 переднемоторная, двигатель расположен справа от водителя, привод на задний мост через карданную передачу с двумя подвесными подшипниками. Кузов автобуса — несущий, вагонного типа с двумя четырёхстворчатыми дверьми для пассажиров (открывались, в отличие от современных автобусов не внутрь, а наружу, что вызывало массу нареканий со стороны пассажиров в ненастную погоду, так как при посадке и высадке грязные створки дверей пачкали одежду) и одной поворотной для водителя. Дюралевые панели обшивки кузова крепились на каркасе на 4575 5-мм заклепками по данным каталога, что значительно увеличивало трудоёмкость сборки. Подвеска всех колес на модели ЗИЛ (ЛиАЗ)-158 была рессорной на резьбовых пальцах. Оба моста имели рычажные амортизаторы. На автобусах перед окончанием производства появились телескопические амортизаторы. Самым главным отличием по кузову ЗИЛ-158В от ЗИЛ-158 стало аннулирование фермы № 4 справа в районе запасного колеса, а между фермами № 3 и № 5 была установлена дополнительная балка. Кроме того, ЗИЛ-158В, в отличие от ЗИЛ-158, имел модернизированный двигатель, новое однодисковое сцепление и новую коробку передач, стояночный тормоз на коробке. Таким образом, с 1961 года изменилась конструкция карданных валов, подвесных подшипников (и их расположение). Стояночный тормоз теперь стоял не на заднем подвесном подшипнике, а на коробке, и не дисковый, а барабанный. В 1957 году выходит туристический вариант ЗиЛ-158, который отличался остекленными скатами крыши, заглушенной задней дверью и 4-рядной планировкой салона, число мест для сидения — 36; партия таких автобусов была построена к Московскому международнаму фестивалю студентов и молодёжи. Примечательно, то что он стал первым представителем автобусов серии ЗИЛ
ЗиЛ-158A 1957 года
Данные автобусы эксплуатировались практически во всех уголках СССР. Автобус отличался проблемами с прочностью кузова из-за чего срок его эксплуатации не превышал 8-10 лет. С появлением автобусов ЛиАЗ-677, автобусы ЗИЛ-158 стали постепенно снимать с эксплуатации. Массовое их списание началось во второй половине 70-х. В Москве эти автобусы были сняты с маршрутов в 1976 году, в Минске в 1977 году, в Ленинграде в 1978 году. Последние автобусы этого типа в СССР были сняты с маршрутов в начале 80-х. После списания многие машины утилизировались на месте, некоторые передавались ведомствам и предприятиям, проходили несколько капитальных ремонтов и работали в качестве служебных какое-то время.
С 1959 года производство ЗиЛ-158 было передано на новый Ликинский автобусный завод. При этом машины хоть и выпускались в Ликино-Дулево и имели эмблему ЛиАЗ, на заводских табличках и в техдокументации обозначались как ЗиЛ-158В.
Технические характеристики автобуса ЗиЛ-158
Пассажировместимость — 32 сидячих места, номинальная общая пассажировместимость — 60 человек, максимальная пассажировместимость — 70 человек.
Двигатель — ЗИЛ-158, бензиновый, нижнеклапанный, рядный, 6-цилиндровый, 101,6×114,3 мм, 5,55 л, степень сжатия 6,5; мощность 80 кВт (109 л. с.) при 2800 об/мин; крутящий момент 333,5 Нм (34,5 кгс·м) при 1300 об/мин, карбюратор К-84М.
Трансмиссия — коробка передач механическая, трёхходовая с пятью передачами вперед и одной назад, передаточное число главной передачи 7,63.
Тормозная система — с пневматическим приводом.
Габаритные размеры
Длина 9030 мм
Ширина 2500 мм
Высота 3000 мм
База 4858 мм
Дорожный просвет (под картером заднего моста) 260 мм
Радиус поворота (наружный габаритный) 10,9 м
Весовые параметры
Масса снаряжённая — 6500 кг;
Масса полная — 10 840 кг;
Объём топливного бака — 150 л
Прочие параметры
Скорость максимальная по шоссе — до 65 км/ч
Расход топлива при движении по шоссе — 37 л/100 км (линейная норма расхода топлива — 42,5 л/100 км)
Шины 11,00-20
Модификации на базе автобуса ЗиЛ-158
ПТС-3 1960 года
ПТС-3 - Передвижная телестанция.
Комментариев нет:
Отправить комментарий