Первый советский грузовик - АМО Ф15

 АМО Ф15 - первый советский грузовик, выпускался с 1924 года на заводе АМО в Москве.

АМО-Ф15 1924 года


 Грузовик АМО-Ф-15 создан по подобию и агрегатам FIAT 15 Ter, сборку которого завод АМО вёл с 1917 по 1919 год. Советский грузовик впоследствие получил множество доработок и улучшений.
 К подготовке собственного производства этого грузовика на АМО приступили в январе 1924 года. К этому времени на заводе имелось 163 полученных из Италии чертежа, а также 513, изготовленных уже на АМО в прежние годы. Кроме того, имелись 2 эталонных экземпляра FIAT 15 Ter, хранившихся в особом помещении. Главным конструктором был назначен Владимир Иванович Ципулин. Его ближайшими помощниками стали Евгений Иванович Важинский (он готовил рабочие чертежи), Б.Д. Страканов (пересматривал конструкцию деталей FIAT 15 Ter), И.Ф. Герман (кузовные работы), Н.С. Королев (сборка). Подготовкой производства занимались также директор завода Г.Н. Королев, технический директор С.О. Макаровский, главный инженер В.Г. Соколов.
 Первую машину собрали в ночь на 1 ноября 1924 года, а днём 6 ноября закончили сборку десятой, последней машины предсерийной партии. 7 ноября 1924 года эти 10 машин, выкрашенных в красный цвет, приняли участие в пролетарской демонстрации на Красной площади в Москве, а 25 ноября, в полдень, три машины из первой десятки (№ 1, № 8 и № 10) отправились с Красной площади в первый для советских машин испытательный пробег по маршруту: Москва – Тверь – Вышний Волочек – Новгород – Ленинград – Луга – Витебск – Смоленск – Рославль – Москва. Успех автопробега подтвердил достаточный уровень качества продукции АМО и с марта 1925 года началось серийное производство автомобилей АМО-Ф-15 – в 1925 году изготовили 113 машин, а в следующем, 1926 году – уже 342 экземпляра.
 Производство постепенно возрастало, и к 1931 году было сделано 6971 экз. АМО-Ф-15 из которых 2590 ед. было произведено в 1929/30 хозяйственном году. Совершенствовалась и конструкция АМО-Ф-15 — за время производства автомобиль дважды модернизировался: в 1927 году (внедрены более комфортная кабина и «сухое» сцепление, упрощён рулевой механизм) и в 1928 году (появились электрические стартер, фары и сигнал, упрощена система питания).

АМО-Ф15 1927 года


 В старой подшивке журнала «За рулём», относящейся к 1928 году, можно узнать, что у АМО-Ф-15 неудобная посадка — сиденье водителя располагалось слишком близко к рулю и высоко, из-за чего быстро уставали спина и ноги, у всех водителей болит позвоночник. Шофёры жаловались на качество сборки машин, на частые выходы из строя дифференциала, на плохой монтаж электрооборудования (открытая проводка быстро перетиралась и замыкала), на недолговечные тормоза с чугунными колодками, которых хватало максимум на 2-3 месяца, на повышенный износ сдвоенных задних колёс, вызванный отсутствием зазора между их скатами, на частые поломки рессор, на некачественные аккумуляторы, на неудобное расположение ручного тормоза (снаружи), к которому надо было тянуться «за версту», на сильную тягу холодного воздуха (зимой) к ногам водителя из-за совмещения маховика и вентилятора в одной детали. Водители санитарных АМО-Ф-15 жаловались на сильную тряску при езде, которая становилась недопустимой при перевозке больных.
 Себестоимость машины, содержавшей большое количество деталей из цветных металлов и изготавливавшейся кустарными методами, была непомерно велика, хотя и снижалась по мере увеличения выпуска: если первые 10 грузовиков, изготовленных в 1924 году обходились по 18 000 руб. за 1 машину, то машины второго выпуска — уже 12 786 руб., а третьего — 11 000 руб.

Технические характеристики автомобиля АМО Ф15


Класс: грузовик малотоннажный
Тип кузова: бортовой
Компоновка: переднемоторная, заднеприводная
Колёсная формула: 4×2
Трансмиссия: механическая 4-ступ.
Главная передача — коническая, прямозубая
Длина: 5050 мм
Ширина: 1760 мм
Высота: 2250 мм
Клиренс: 242 мм
Колёсная база: 3070 мм
Колея передняя: 1400 мм
Масса: 1920 кг
Макс. скорость: 50 км/ч

 Модификации на базе автомобиля АМО Ф15


 

АМО-Ф15 Медицинский '1926


 АМО-Ф15 Медицинский - карета скорой помощи.

АМО-Ф15 Пожарная Линейка 1926 года


 Пожарная линейка классической конструкции, где пожарные располагались вдоль оси автомобиля на сиденьях, обращенных наружу. Она изготовлялась филиалом АМО - Московским заводом пожарных машин (ранее завод №6 Автопромторга). Для предотвращения выпадений боевого расчета во время движения на кузове имелись ремни. В дальнейшем изменилась конструкция кузова, которая получилась столь удачной, что кузова подобной конфигурации устанавливали на последующих моделях.

БА-27 1928 года


 Бронеавтомобиль выпускался Ижорским заводом на шасси АМО-Ф15.

Комментариев нет:

Отправить комментарий