БелАЗ 549 - 75 тонн

БелАЗ 549 - Карьерный самосвал, грузоподъемностью 75 тонн. Выпускался с 1969 по 1985 год.

БелАЗ 549 1969 года


 Этот 75-тонный самосвал предназначен для транспортирования грунта и породы при открытых разработках полезных ископаемых и на строительстве крупных инженерных сооружений. Он рассчитан на совместную работу с экскаваторами, имеющими емкость ковша 8—12 м3. Ввиду большой нагрузки на ось, достигающей 90 тонн, автомобиль должен эксплуатироваться на специальных дорогах с твердым основанием, имеющих продольные уклоны не более 10 процентов. БелАЗ-549 отличается от своих предшественников более рациональной компоновкой, повышенными удобством управления и комфортабельностью, более надежными тормозами, большим запасом мощности, солидным резервом надежности.
 У БелАЗ-549 платформа из высоколегированной стали 14Х2ГМР способная выдерживать весьма значительные удары грунта о дно, неизбежные при загрузке экскаватором с ковшом большой емкости. Передние и боковые борта, а также днище кузова оснащены системой обогрева выхлопными газами, чтобы в морозную погоду к ним не примерзал груз. При необходимости обогрев можно отключать.
 Цельнометаллическая двухместная кабина расположена слева от двигателя. Ее отличают хорошая обзорность, надежная звуко- и теплоизоляция, эффективная вентиляция, компактное расположение приборов и органов управления. Все эти качества в целом облегчают труд водителя.
При проектировании автомобилей особо большой грузоподъемности возникает много проблем. Одной из главных является выбор достаточно мощного и экономичного двигателя. Таких специальных автомобильных моторов мощностью 800-1200 л. с. не существует, поэтому используются либо судовые, либо тепловозные двигатели внутреннего сгорания. На опытных образцах 75-тонного самосвала стоял четырехтактный дизель М-300 мощностью 850 л. с. Однако то, что было приемлемо для машин меньшей грузоподъемности, не подходит для 75-тонного гиганта. Запас мощности, приходящийся на тонну веса полностью нагруженного автомобиля при двигателе М-300, недостаточен — 6,8 л. с./т. Расчетный показатель для машин подобного типа должен составлять 7,6 л. с./т, то есть почти столько же, сколько у самосвалов БелАЗ-540А и БелАЗ-548А. Вот поэтому М-300 уступил место 950-сильному двигателю 8ЧН 21/21 Свердловского турбомоторного завода.
 Не менее важной проблемой, когда речь идет о тяжелом карьерном самосвале, является выбор трансмиссии. Проведенные автозаводом исследования показали, что гидромеханические трансмиссии целесообразно ставить на машинах грузоподъемностью до 65 тонн. Для автомобилей большего тоннажа, каким является БелАЗ-549, предпочтительней электрические трансмиссии, где нет муфт сцепления, шестеренчатых коробок передач и карданных валов. Они помогают получить высокие тяговые и регулировочные показатели, бесступенчатое регулирование скорости в широком диапазоне, отличаются высокой надежностью и продолжительным сроком службы. Кроме того, электрическая трансмиссия благодаря применению унифицированных мотор-колес позволяет без значительного усложнения конструкции сделать ведущими необходимое количество колес автомобиля или автопоезда, словом, создать несколько унифицированных модификаций автомобилей с разным числом ведущих колес.

 Технические характеристики самосвала БелАЗ 549


Производитель: Беларусский автомобильный завод
 Годы производства: 1969 - 1985 гг.
 Грузоподъемность: 75 тонн.
 Вес в снаряженном состоянии: 127.8 тонн.
 Распределение веса по осям: на переднюю 42,6 тонн.
 Распределение веса по осям: на заднюю 85,2 тонн.
 Длина: 9,7 м.
 Ширина (по задним шинам): 4,9 м.
 Высота (по козырьку кузова): 4,4 м.
 Минимальный радиус поворота (по наружному колесу) 10 м.
 Объем грузовой платформы: 38,5 м3.
 С «шапкой» грунта: 49,7 м3.
 Скорость: 57 км/час.
 тормозной путь (с нагрузкой) со скорости 30 км час на сухом асфальте 16 м.
 Запас топлива: 752 л.
 Двигатель:
двенадцатицилиндровый дизель М-300 или 8ЧН 21/21, мощность — 850 или 950 л. с.
 Трансмиссия:
Электрическая с 500-киловатным тяговым генератором постоянного тока.
 Мотор-колесо:
С планетарным двухрядным редуктором и 230-киловатным электродвигателем.
 Размер шин: 24,00-49.
 Подвеска колес:
Пневмогидравлическая независимая.
 Тормозная система:
Раздельная для передних и задних колес с пневмогидравлическим приводом.
 Колея, м: передних колес: 3,99
 Колея, м: задних колес: 3,46

Комментариев нет:

Отправить комментарий