Карьерный монстр - БелАЗ 548А

БелАЗ 548А - карьерный самосвал, грузоподъемностью до 40 тонн, выпускался на заводе БелАЗ с 1968 по 1975 год.

БелАЗ 548А 1968 года


 В 1962 году был построен новый 40-тонный самосвал БелАЗ-548. Обе модели — БелАЗ 540А и БелАЗ-548 — являлись базовыми. Их узлы и агрегаты были положены в основу семейства большегрузных самосвалов, создаваемых Белорусским автозаводом.
Самосвалы БелАЗ-540 и БелАЗ-548 максимально унифицированы и состоят из одних и тех же основных узлов. Это облегчает освоение их производства, упрощает эксплуатацию.
Кабина одноместная, но при необходимости в ней, помимо водителя, может разместиться еще один человек, например напарник или инструктор вождения.
Компоновка выполнена по схеме «кабина рядом с двигателем». Такая схема позволяет получить минимальные базу и длину машины, а следовательно, повысить ее маневренность. Она дает возможность рационально распределить вес по осям, наилучшим образом использовать площадь автомобиля (большая часть шасси занята кузовом), уменьшить его собственный вес, улучшить устойчивость.

БелАЗ 548А 1968 года


 На опытных образцах автомобиля БелАЗ-548 применялся двигатель Д12А-525 мощностью 525 л. с. при 2100 об/мин. В дальнейшем он был заменен двигателем ЯМЗ-240Н — двенадцатицилиндровым V-образным дизелем, с углом развала цилиндров 75 градусов. Аналогичный по конструкции двигатель ЯМЗ-240 устанавливался на БелАЗ-540. Отличие между моторами было одно: ЯМЗ-240Н был с турбонаддувом. Ну и разница в мощности: ЯМЗ-240 выдавал 340 л. с. против 500 л. с. у ЯМЗ-240Н.
Удельная мощность у самосвала БелАЗ-548, которая определяет тяговые качества машины, находится в пределах 7,8-8 л. с/т против 6 л. с./т у автомобилей МАЗ-525 и МАЗ-530.
Двигатель устанавливается на трех точках. Передняя его часть шарнирно крепится на поперечной балке, опирающейся своими концами на четыре резиновые подушки. Задняя часть через картер маховика по бокам опирается кронштейнами также на четыре резиновые подушки.
С целью повышения срока службы двигателя в карьерных условиях предусмотрена улучшенная очистка топлива, масла и воздуха. Герметизирована заливная горловина топливного бака, благодаря чему значительно уменьшится попадание пыли вместе с топливом, поступающим в систему питания. Введен фильтр грубой очистки на магистрали от топливного бака к топливоподкачивающему насосу и, наконец, применен воздухоочиститель с эжекционным отсосом пыли

 БелАЗ 548А 1970 года 


 На автомобиле устанавливается гидромеханическая трансмиссия, состоящая из гидродинамического трансформатора и трехступенчатой коробки передач. Такая трансмиссия наиболее полно отвечает специфическим требованиям эксплуатации автомобилей на карьерных разработках. Она способствует увеличению срока службы агрегатов и, главное, значительно улучшает условия труда водителя.
Перед гидротрансформатором, в одном блоке с ним, монтируется повышающая передача, представляющая собой трехвальный редуктор, который служит для повышения оборотов насосного вала гидротрансформатора и совмещения тем самым его характеристики с внешней характеристикой двигателя. Максимальный коэффициент трансформации 3,5.
Гидротрансформатор имеет четыре колеса, отлитых из алюминиевого сплава. Насосное колесо через кожух жестко связано с ведущим валом, турбинное колесо сидит на входном валу коробки передач. Венцы реактора соединены с корпусом через роликовые механизмы свободного хода, обеспечивающие при уменьшении сопротивления движению автомобиля переход гидротрансформатора на режим гидромуфты.
 В карьерных условиях значительно изменяется статическая нагрузка на оси у груженого и порожнего автомобиля (о пределах 4:1), возникают большие динамические перегрузки при езде по дороге с неровной поверхностью и при загрузке экскаватором. Вот почему подвеска большегрузных самосвалов должна иметь переменную жесткость. Этому требованию наиболее полно удовлетворяет пневматическая подвеска высокого давления со встроенным в нее амортизатором телескопического типа, или, как ее называют, пневмогидравлическая. На самосвале БелАЗ-548 передняя ось подвешена на двух цилиндрах, а задний мост — на четырех: по два с каждой стороны моста. Цилиндры передней и задней подвесок унифицированы по диаметру и конструкции, они отличаются только длиной. В связи с различными нагрузками рабочее давление воздуха в цилиндрах задней подвески больше, чем в цилиндрах передней.
Пневмогидравлические цилиндры подвески работают по телескопическому принципу. При ходе отбоя масло из кольцевой полости основного цилиндра перегоняется через амортизатор в цилиндр противодавления, сжимая находящийся в нем газ. Благодаря его сжатию ход отбоя ограничивается. При ходе сжатия масло под давлением газа заполняет кольцевой объем между основным цилиндром и цилиндром противодавления; в этом случае ограничение хода достигается благодаря повышению давления газа в основном цилиндре. Уплотнение подвижных соединений пневмогидравлических цилиндров выполнено в виде V-образной фторопластовой или капроновой манжеты. Для уплотнения неподвижных соединений применены резиновые кольца.

Технические характеристики карьерного самосвала БелАЗ-548.

Грузоподъемность — 40 т;
вес в снаряженном состоянии —26,5 т;
габариты, м: длина — 8,16 , ширина (по задним шинам) — 3,7 , высота (по козырьку кузова) — 3,72;
база — 4,2 м;
минимальный радиус поворота (по наружному колесу) — 9,5 м;
объем грузовой платформы — 21,7 м3;
скорость — 57 км/час;
двигатель: двенадцатицилиндровый дизель ЯМЗ-240Н с турбонаддувом, рабочий объем — 22299 см3, диаметр цилиндра — 130 мм, ход поршня — 140 мм, мощность — 500 л. с. при 2100 об/мин, максимальный крутящий момент — 185 кгс*м при 1500 об/мин;
трансмиссия — гидромеханическая;
размер шин — 20,00X33; подвеска колес — пневмогидравлическая независимая;
тормозная система — раздельная для передних и задних колес с пневматическим приводом.

 Модификации на базе автомобиля  БелАЗ-548


Белаз 548 В


 Белаз 548 В - опытный образец самосвала с полуприцепом и увеличенной до 60 тонн грузоподъемностью. В серию автомобиль не пошел.

Комментариев нет:

Отправить комментарий