Советский грузовой автомобиль повышенной проходимости, выпускавшийся на Горьковском Автомобильном Заводе с 1964 по 1999 года.
В 1958 году выходит второй экспериментальный образец, уже более похожий на окончательый вариант Шишиги. Изначально технически модель задумывалась унифицированной с ГАЗ 53 по мотору и шасси. ГАЗ 66 разрабатывался в конце 1950-х гг. параллельно с ГАЗ 62, с которым имел общую компоновку и кабину. Ведущий конструктор машины - Ростислав Григорьевич Заворотный. Автор дизайна кабины - Лев Михайлович Еремеев. На начальном этапе проектирования машина обозначалась как ГАЗ 68 - индекс 66 был закреплен за экспериментальными вездеходами капотной компоновки на базе ГАЗ 63.
Предсерийные образцы ГАЗ-66 были созданы в 1962 году как дальнейшее развитие 1,2-тонного грузовика ГАЗ-62, выпускавшегося в 1958—1962 годах (выпущено крайне малое количество) и преемник 2-тонного грузовика ГАЗ-63, выпускавшегося в 1948—1968 гг. Серийное производство ГАЗ-66 развёрнуто с июля 1964 года.
ГАЗ-66 представляет собой грузовой автомобиль повышенной проходимости грузоподъёмностью 2 тонны, предназначенный для движения в сложных дорожных условиях и по бездорожью. Высокая проходимость обусловлена использованием самоблокирующихся дифференциалов переднего и заднего мостов, больши́м дорожным просветом и регулируемым давлением в шинах (колёсные диски имеют особую конструкцию), для подкачки шин установлен компрессор с приводом от двигателя. Двигатель автомобиля снабжён предпусковым подогревателем ПЖБ-12. Рабочая тормозная система — гидравлическая раздельная с вакуумным усилителем, стояночная — барабанный трансмиссионный тормоз. Гидравлический усилитель рулевого управления.
Важная особенность этого автомобиля — сбалансированное расположение центра тяжести, практически равная нагрузка на переднюю и заднюю ось и компактность за счёт кабины над двигателем, благодаря чему автомобиль широко использовался в десантных войсках, так как приземляется сразу на все колёса и спускается без завала кабины. Однако ограниченный внутренний объём кабины и её расположение непосредственно над колёсами оказались опасны для экипажа в случае подрыва на мине, поэтому ГАЗ-66, начиная с 1980-х, выводился из состава боевых частей в Афганистане. В 1990-х ГАЗ-66 массово списывался из строевых частей, позже его заменил капотный грузовик ГАЗ-3308 «Садко» с аналогичной ходовой частью, но большей длиной.
Для осмотра двигателя кабина откидывается на шарнирах вперёд, между сиденьем водителя и сиденьем пассажира расположен несъёмный кожух, прикрывающий двигатель, из-за этого изогнутый рычаг коробки переключения передач расположен справа-сзади от водителя, что вызывает некоторые неудобства при переключении передач.
ГАЗ 66К Опытный - Активный автопоезд с колесной формулой 6х6. Создана машина была на базе экспериментального седельного тягача ГАЗ 66П.
В 1964 году на базе автомобиля ГАЗ 66 был построен полноприводный трехосный вариант ГАЗ 34 грузоподъемностью 3 тонны. Автомобиль прошел заводские испытания, но в серию запущен не был.
ГАЗ 66-32 Опытный - Экспериментальный спецавтомобиль для действий в условиях химического, бактериологического и радиационного заражения местности. Мог применяться для разведки, эвакуации, и как мобильный штаб. Герметичный кузов и кабина были оборудованы фильтро-ветиляционной установкой. В кузов с многослойной обшивкой типа "сэндвич" был укреплен свинцовыми листами, для исключения попадания радиации. Двигатель - ГАЗ 41, доступ к нему осуществлялся внутри кабины.
ГАЗ 66Э - Модификация ГАЗ 66 с экранированным оборудованием. Комплектация с лебедкой обозначалась как ГАЗ 66АЭ. В 1968 году получили обозначение ГАЗ 66-03 и ГАЗ 66-05. 66-05 представлял собой максимально экипированный вариант для Вооруженных сил - с лебедкой и системой подкачки колес, экранированным оборудованием.
В качестве подвижных средств связи ВДВ широко использовались командно-штабные системы Р-142Д, выполненные в каркасно-панельных кузовах из армированного пенопласта К-66ДС уменьшенных габаритов. Для питания радиооборудования в комплект такой машины входил выносной бензоэлектрический агрегат АБ, который использовался на стоянке, а во время движения электроэнергию вырабатывал генератор ГАБ-4П/115 мощностью 4 кВт, закрепленный на раме за передним бампером автомобиля вместо лебедки самовытаскивания.
В конце 1960-х на Свердловском заводе коммунального машиностроения был разработан, а затем серийно выпускался универсальный погрузчик УП-66, предназначенный для погрузки снега из валов и куч в транспортные средства. Специальное оборудование погрузчика монтировалось на шасси ГАЗ 66-01 с измененным местом расположения двигателя и иной схемой трансмиссии.
КСП-2001 на шасси ГАЗ 66 - Передвижной стоматологический кабинет (КСП-2001) на шасси ГАЗ-66. Предназначался для оказания стоматологической помощи жителям населенных пунктов, удаленных от стационарных стоматологических лечебных учреждений.
АПТ-14 - Автоподъемник фирмы "Пожтехника" на шасси грузового автомобиля ГАЗ 66. Машина универсальна по своему назначению: ее могут использовать энергетики для обслуживания воздушных линий электропередач как в городе, так и в сельской местности, строители, реставраторы и другие специалисты. Выполняемые работы могут проводиться на высоте до 14 м. При этом немаловажную роль играет высокая проходимость и хорошая маневренность базового автомобиля.
ГАЗ 66 1964 года
Первый опытный образец будущего ГАЗ 66 появился в 1956 году. Экспериментальный образец вездехода с модифицированным оперением выпускаемой кабины 51/63. Машина построена на платформе ГАЗ 63В с расширенной колеей.ГАЗ 66 Опытный 1956 года
В 1958 году выходит второй экспериментальный образец, уже более похожий на окончательый вариант Шишиги. Изначально технически модель задумывалась унифицированной с ГАЗ 53 по мотору и шасси. ГАЗ 66 разрабатывался в конце 1950-х гг. параллельно с ГАЗ 62, с которым имел общую компоновку и кабину. Ведущий конструктор машины - Ростислав Григорьевич Заворотный. Автор дизайна кабины - Лев Михайлович Еремеев. На начальном этапе проектирования машина обозначалась как ГАЗ 68 - индекс 66 был закреплен за экспериментальными вездеходами капотной компоновки на базе ГАЗ 63.
ГАЗ 66 Опытный '1958
Предсерийные образцы ГАЗ-66 были созданы в 1962 году как дальнейшее развитие 1,2-тонного грузовика ГАЗ-62, выпускавшегося в 1958—1962 годах (выпущено крайне малое количество) и преемник 2-тонного грузовика ГАЗ-63, выпускавшегося в 1948—1968 гг. Серийное производство ГАЗ-66 развёрнуто с июля 1964 года.
ГАЗ 66 Предсерийный '1962
ГАЗ-66 представляет собой грузовой автомобиль повышенной проходимости грузоподъёмностью 2 тонны, предназначенный для движения в сложных дорожных условиях и по бездорожью. Высокая проходимость обусловлена использованием самоблокирующихся дифференциалов переднего и заднего мостов, больши́м дорожным просветом и регулируемым давлением в шинах (колёсные диски имеют особую конструкцию), для подкачки шин установлен компрессор с приводом от двигателя. Двигатель автомобиля снабжён предпусковым подогревателем ПЖБ-12. Рабочая тормозная система — гидравлическая раздельная с вакуумным усилителем, стояночная — барабанный трансмиссионный тормоз. Гидравлический усилитель рулевого управления.
ГАЗ 66-01 1968 года
Важная особенность этого автомобиля — сбалансированное расположение центра тяжести, практически равная нагрузка на переднюю и заднюю ось и компактность за счёт кабины над двигателем, благодаря чему автомобиль широко использовался в десантных войсках, так как приземляется сразу на все колёса и спускается без завала кабины. Однако ограниченный внутренний объём кабины и её расположение непосредственно над колёсами оказались опасны для экипажа в случае подрыва на мине, поэтому ГАЗ-66, начиная с 1980-х, выводился из состава боевых частей в Афганистане. В 1990-х ГАЗ-66 массово списывался из строевых частей, позже его заменил капотный грузовик ГАЗ-3308 «Садко» с аналогичной ходовой частью, но большей длиной.
ГАЗ 66-11 1985 года
Для осмотра двигателя кабина откидывается на шарнирах вперёд, между сиденьем водителя и сиденьем пассажира расположен несъёмный кожух, прикрывающий двигатель, из-за этого изогнутый рычаг коробки переключения передач расположен справа-сзади от водителя, что вызывает некоторые неудобства при переключении передач.
Модификации на базе автомобиля ГАЗ 66
ГАЗ 66К Опытный 1961 года
ГАЗ 66К Опытный - Активный автопоезд с колесной формулой 6х6. Создана машина была на базе экспериментального седельного тягача ГАЗ 66П.
ГАЗ 34 Опытный 1964 года
В 1964 году на базе автомобиля ГАЗ 66 был построен полноприводный трехосный вариант ГАЗ 34 грузоподъемностью 3 тонны. Автомобиль прошел заводские испытания, но в серию запущен не был.
ГАЗ 66-32 Опытный 1964 года
ГАЗ 66-32 Опытный - Экспериментальный спецавтомобиль для действий в условиях химического, бактериологического и радиационного заражения местности. Мог применяться для разведки, эвакуации, и как мобильный штаб. Герметичный кузов и кабина были оборудованы фильтро-ветиляционной установкой. В кузов с многослойной обшивкой типа "сэндвич" был укреплен свинцовыми листами, для исключения попадания радиации. Двигатель - ГАЗ 41, доступ к нему осуществлялся внутри кабины.
ГАЗ 66Э 1964 года
ГАЗ 66Э - Модификация ГАЗ 66 с экранированным оборудованием. Комплектация с лебедкой обозначалась как ГАЗ 66АЭ. В 1968 году получили обозначение ГАЗ 66-03 и ГАЗ 66-05. 66-05 представлял собой максимально экипированный вариант для Вооруженных сил - с лебедкой и системой подкачки колес, экранированным оборудованием.
Р-142Д на шасси ГАЗ 66Б 1967 года
В качестве подвижных средств связи ВДВ широко использовались командно-штабные системы Р-142Д, выполненные в каркасно-панельных кузовах из армированного пенопласта К-66ДС уменьшенных габаритов. Для питания радиооборудования в комплект такой машины входил выносной бензоэлектрический агрегат АБ, который использовался на стоянке, а во время движения электроэнергию вырабатывал генератор ГАБ-4П/115 мощностью 4 кВт, закрепленный на раме за передним бампером автомобиля вместо лебедки самовытаскивания.
УП-66 на шасси ГАЗ 66-01 1968 года
В конце 1960-х на Свердловском заводе коммунального машиностроения был разработан, а затем серийно выпускался универсальный погрузчик УП-66, предназначенный для погрузки снега из валов и куч в транспортные средства. Специальное оборудование погрузчика монтировалось на шасси ГАЗ 66-01 с измененным местом расположения двигателя и иной схемой трансмиссии.
КСП-2001 на шасси ГАЗ 66 1976 года
КСП-2001 на шасси ГАЗ 66 - Передвижной стоматологический кабинет (КСП-2001) на шасси ГАЗ-66. Предназначался для оказания стоматологической помощи жителям населенных пунктов, удаленных от стационарных стоматологических лечебных учреждений.
АПТ-14 на шасси ГАЗ 66-11 1990 года
АПТ-14 - Автоподъемник фирмы "Пожтехника" на шасси грузового автомобиля ГАЗ 66. Машина универсальна по своему назначению: ее могут использовать энергетики для обслуживания воздушных линий электропередач как в городе, так и в сельской местности, строители, реставраторы и другие специалисты. Выполняемые работы могут проводиться на высоте до 14 м. При этом немаловажную роль играет высокая проходимость и хорошая маневренность базового автомобиля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий