ЗиЛ 135 - четырехосный тягач, производимый на Заводе имени Лихачева с 1961 года.
Изначально ЗИЛ-135 был разработан как транспортный грузовик для буксировки артиллерии в Специальном конструкторском бюро ЗИЛа под руководством В. А. Грачёва в начале 1960-х. Выпускался с 1963 по 1995 год. Поставлялся на экспорт за границу.
В октябре 1958 года в СКБ ЗИЛ увидел свет четырехосный транспортер-амфибия ЗИЛ-135 (в ряде источников указывается, что автомобиль сразу имел обозначение ЗИЛ-135Б, подразумевая при этом, что модели ЗИЛ-135 не существовало в принципе. Автор же придерживается той версии, что первый образец имел все же наименование ЗИЛ-135, а уже все последующие модернизации имели соответственным образом добавленные буквы в обозначении). Автомобиль получил трансмиссию, в корне отличную от предшествующих конструкций СКБ: два двигателя ЗИЛ-123Ф, мощностью 120 л.с. каждый, и каждый через свою гидромеханическую передачу передавал крутящий момент на колеса своего борта. Такая схема позволяла сохранять подвижность даже при потере любых двух колес или одного двигателя.
Ведущие мосты были размещены неравномерно - были сближены вторая и третья ось автомобиля, а две крайние выполнены управляемыми, колеса которых поворачивались в противоположные стороны, что существенно улучшало управляемость и проходимость автомобиля, так как в повороте задние колеса шли по колее передних. Система регулировки давления в шинах, опробованная на предыдущих машинах СКБ и доказавшая свою надежность, была установлена и на ЗИЛ-135. Отметим также, что ввиду использования шин низкого давления, а также из-за стремления максимально уменьшить массу машины, конструкторы приняли решение вообще отказаться от упругой подвески как таковой, что в некоторых случаях приводило к резонансному галопированию автомобиля на скоростях 8-15 км/ч и 40-45 км/ч.
Амфибия имела цельнометаллический герметичный водоизмещающий корпус со встроенной рамой. Движение на плаву обеспечивалось с помощью двух водометов.
В 1961 году велись работы над новой машиной. Автомобиль ЗИЛ-135Л являлся модификацией автомобиля ЗИЛ-135Е, у которого передние и задние управляемые колеса оснащались торсионной независимой подвеской и, соответственно, было изменено рулевое управление.
Машина оборудовалась двумя двигателями ЗИЛ-123Ф мощностью 120 л.с. каждый, установленными за кабиной (на следующих моделях автомобиля использовались двигатели ЗИЛ-375). Каждый двигатель вращал колёса своего борта, что обеспечивало дополнительную надёжность. Ввиду использования шин низкого давления, а также из-за стремления максимально уменьшить массу машины, конструкторы приняли решение отказаться от упругой подвески как таковой, впоследствии на моделях 135Л/ЛМ для ликвидации галопирования (продольного раскачивания), которым отличались предыдущие машины 135-го семейства, решило вернуть независимую торсионную подвеску с гидроамортизаторами на колеса крайних мостов, сохранив при этом жесткое крепление к раме двух средних мостов. Колёса крайних осей выполнены поворотными. Остальные параметры, включая габариты, грузоподъёмность, конструкцию подвески, возможность плавать, колёсную базу, и т. д., широко варьировались от одной модели к другой. Кабина выполнялась из стеклопластика для облегчения машины и увеличения грузоподьемности.
Реактивная система залпового огня "Ураган" принята на вооружение Советской Армии в 1975 году. Состоит из двух машин, базирующихся на шасси ЗиЛ 135ЛМ, боевой 9П140 и транспортно-заряжающей 9Т452. Главый конструктор системы - Александр Никитович Ганичев.
Калибр - 220 мм, масса снаряда - 270-280 кг, число направляющих - 16, дальность стрельбы - 10-35 км, площадь поражения - 426 тыс.кв.м.
Системы залпового огня "Ураган" широко использовались в военных действиях в Афганистане, обеих Чеченских кампаниях и операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года.
Боевая машина базируется на шасси ЗиЛ 135ЛМ. Главный конструктор - Юрий Николаевич Калачников. Запас хода - 500 км, расчёт - 4 человека.
ЗиЛ 135ЛН Опытный - В сентябре 1969 г. автомобиль ЗИЛ-135ЛН переделали в дорожную лабораторию и одновременно в «Лидер» активного автопоезда, состоящего из трех моторных звеньев - «Лидера» и двух прицепов ЗИЛ-135КП.
ЗиЛ 135П "Дельфин" Опытный - Десантно-транспортная амфибия, была создана в феврале 1965 года на базе шасси ЗиЛ 135К. Первоначальная идея создания такого транспортного средства, создававшегося в интересах инженерных подразделений Советской армии, заключалась в создании самоходного понтона для наведения переправ. Однако по ходу работ концепция изменилась и автомобиль стал по сути представлять собой транспортную машину десанта или даже в какой-то степени универсальное спасательное транспортное средство, пусть и весьма громоздкое. Машина успешно прошла все назначенные им испытания, в том числе на Балтийском и Северном морях. Серийно этот автомобиль не выпускался. Основная причина – потеря к нему интереса со стороны ВС СССР, ну а для спасательных целей уже был наготове комплекс ПЭУ-1, спроектированный более изящно и с учетом всех недочетов предшествующих опытных машин, включая и ЗиЛ 135П.
В 1967 году с учетом опыта, приобретенного при разработке электромеханической трансмиссии ЗИЛ-135Э, СКБ ЗИЛ построило макетный образец тяжелой самоходной платформы ЗИЛ-135Ш с двумя двигателями ЗИЛ-375Я, передними опорно-поворотными стойками самолетного типа (от самолета Ил-18) с регулируемой гидропневматической подвеской, оригинальной аналоговой электрической системой управления (созданной совместно с ОКБ-476 - Московский агрегатный завод «Дзержинец») и мотор-колесами, способными поворачиваться на угол до 90 градусов.
Пусковая установка 9П113 из состава ОТРК 9К52 "Луна-М" на базе ЗиЛ 135 1961 года
Изначально ЗИЛ-135 был разработан как транспортный грузовик для буксировки артиллерии в Специальном конструкторском бюро ЗИЛа под руководством В. А. Грачёва в начале 1960-х. Выпускался с 1963 по 1995 год. Поставлялся на экспорт за границу.
ЗиЛ 135 Опытный 1958 года
В октябре 1958 года в СКБ ЗИЛ увидел свет четырехосный транспортер-амфибия ЗИЛ-135 (в ряде источников указывается, что автомобиль сразу имел обозначение ЗИЛ-135Б, подразумевая при этом, что модели ЗИЛ-135 не существовало в принципе. Автор же придерживается той версии, что первый образец имел все же наименование ЗИЛ-135, а уже все последующие модернизации имели соответственным образом добавленные буквы в обозначении). Автомобиль получил трансмиссию, в корне отличную от предшествующих конструкций СКБ: два двигателя ЗИЛ-123Ф, мощностью 120 л.с. каждый, и каждый через свою гидромеханическую передачу передавал крутящий момент на колеса своего борта. Такая схема позволяла сохранять подвижность даже при потере любых двух колес или одного двигателя.
Ведущие мосты были размещены неравномерно - были сближены вторая и третья ось автомобиля, а две крайние выполнены управляемыми, колеса которых поворачивались в противоположные стороны, что существенно улучшало управляемость и проходимость автомобиля, так как в повороте задние колеса шли по колее передних. Система регулировки давления в шинах, опробованная на предыдущих машинах СКБ и доказавшая свою надежность, была установлена и на ЗИЛ-135. Отметим также, что ввиду использования шин низкого давления, а также из-за стремления максимально уменьшить массу машины, конструкторы приняли решение вообще отказаться от упругой подвески как таковой, что в некоторых случаях приводило к резонансному галопированию автомобиля на скоростях 8-15 км/ч и 40-45 км/ч.
Амфибия имела цельнометаллический герметичный водоизмещающий корпус со встроенной рамой. Движение на плаву обеспечивалось с помощью двух водометов.
ЗиЛ 135Л Опытный 1961 года
В 1961 году велись работы над новой машиной. Автомобиль ЗИЛ-135Л являлся модификацией автомобиля ЗИЛ-135Е, у которого передние и задние управляемые колеса оснащались торсионной независимой подвеской и, соответственно, было изменено рулевое управление.
Машина оборудовалась двумя двигателями ЗИЛ-123Ф мощностью 120 л.с. каждый, установленными за кабиной (на следующих моделях автомобиля использовались двигатели ЗИЛ-375). Каждый двигатель вращал колёса своего борта, что обеспечивало дополнительную надёжность. Ввиду использования шин низкого давления, а также из-за стремления максимально уменьшить массу машины, конструкторы приняли решение отказаться от упругой подвески как таковой, впоследствии на моделях 135Л/ЛМ для ликвидации галопирования (продольного раскачивания), которым отличались предыдущие машины 135-го семейства, решило вернуть независимую торсионную подвеску с гидроамортизаторами на колеса крайних мостов, сохранив при этом жесткое крепление к раме двух средних мостов. Колёса крайних осей выполнены поворотными. Остальные параметры, включая габариты, грузоподъёмность, конструкцию подвески, возможность плавать, колёсную базу, и т. д., широко варьировались от одной модели к другой. Кабина выполнялась из стеклопластика для облегчения машины и увеличения грузоподьемности.
Боевая машина 9П140 из состава РСЗО 9К57 "Ураган" 1975 года
Реактивная система залпового огня "Ураган" принята на вооружение Советской Армии в 1975 году. Состоит из двух машин, базирующихся на шасси ЗиЛ 135ЛМ, боевой 9П140 и транспортно-заряжающей 9Т452. Главый конструктор системы - Александр Никитович Ганичев.
Калибр - 220 мм, масса снаряда - 270-280 кг, число направляющих - 16, дальность стрельбы - 10-35 км, площадь поражения - 426 тыс.кв.м.
Системы залпового огня "Ураган" широко использовались в военных действиях в Афганистане, обеих Чеченских кампаниях и операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года.
Боевая машина базируется на шасси ЗиЛ 135ЛМ. Главный конструктор - Юрий Николаевич Калачников. Запас хода - 500 км, расчёт - 4 человека.
Модификации на базе автомобиля ЗиЛ 135
ЗиЛ 135ЛН Опытный 1962 года
ЗиЛ 135ЛН Опытный - В сентябре 1969 г. автомобиль ЗИЛ-135ЛН переделали в дорожную лабораторию и одновременно в «Лидер» активного автопоезда, состоящего из трех моторных звеньев - «Лидера» и двух прицепов ЗИЛ-135КП.
ЗиЛ 135П "Дельфин" Опытный 1965 года
ЗиЛ 135П "Дельфин" Опытный - Десантно-транспортная амфибия, была создана в феврале 1965 года на базе шасси ЗиЛ 135К. Первоначальная идея создания такого транспортного средства, создававшегося в интересах инженерных подразделений Советской армии, заключалась в создании самоходного понтона для наведения переправ. Однако по ходу работ концепция изменилась и автомобиль стал по сути представлять собой транспортную машину десанта или даже в какой-то степени универсальное спасательное транспортное средство, пусть и весьма громоздкое. Машина успешно прошла все назначенные им испытания, в том числе на Балтийском и Северном морях. Серийно этот автомобиль не выпускался. Основная причина – потеря к нему интереса со стороны ВС СССР, ну а для спасательных целей уже был наготове комплекс ПЭУ-1, спроектированный более изящно и с учетом всех недочетов предшествующих опытных машин, включая и ЗиЛ 135П.
ЗиЛ 135МШ Опытный 1967 года
В 1967 году с учетом опыта, приобретенного при разработке электромеханической трансмиссии ЗИЛ-135Э, СКБ ЗИЛ построило макетный образец тяжелой самоходной платформы ЗИЛ-135Ш с двумя двигателями ЗИЛ-375Я, передними опорно-поворотными стойками самолетного типа (от самолета Ил-18) с регулируемой гидропневматической подвеской, оригинальной аналоговой электрической системой управления (созданной совместно с ОКБ-476 - Московский агрегатный завод «Дзержинец») и мотор-колесами, способными поворачиваться на угол до 90 градусов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий