Внедорожник ГАЗ-69

ГАЗ-69 — Внедорожник, производился в СССР на Горьковском автомобильном заводе с 1952 по 1972 год.

ГАЗ-69 1953 года

 Официальной точкой отсчета для модели ГАЗ 69 можно считать 21 апреля 1947 года, когда вышло постановление Совета министров СССР №1118-325, предписывавшее создать новый внедорожник. Основные требования: простота конструкции, двигатель от "Победы" и значительная унификация с ней по трансмиссии и ходовой части. Грузовой отсек должен был легко и удобно трансформироваться в пассажирский, либо в санитарный. Первый опытный образец, получивший название "Труженик" с литерой Э-I, появился уже в октябре 1947 года. К февралю следующего года подготовили еще два образца - Э-II и Э-III. К лету 1948 года ГАЗ-69 прошел заводские испытания, с учетом которых к концу года построили четвертый прототип - Э-IV. Все экспериментальные ГАЗ-69 были двухдверными восьмиместными машинами.

ГАЗ-69 "Труженик" Опытный 1947 года


 К государственным испытаниям, которые проходили с 14 июня по 19 сентября 1951 года, был построен четырехдверный и пятиместный вариант опытного ГАЗ-69 "Труженик", получивший индекс 69А.

ГАЗ-69А "Труженик" Опытный 1951 года


 Двигатель для ГАЗа-69 был взят из более старого автомобиля ГАЗ-20, а именно – 4-х цилиндровый карбюраторный. Но так как новый автомобиль предназначался для более сложных задач, конструкторы немного усовершенствовали его, сделав более мощным, экономичным и износостойким. 
 Исходя из источников, предыдущий внедорожник ГАЗ-67Б расходовал много топлива, особенно с прицепом или во время езды по бездорожью. В сложных условиях этот показатель достигал 0.4 л/тонно-километр. В то время, как новый ГАЗ-69 в аналогичных условиях израсходовал не более 0.288 л. Отталкиваясь от старой модели, конструкторы также поняли, что новому автомобилю нужно больше мощности, поэтому было решение установить вентилятор с шестью лопастями и радиатор для масла, предотвращающие перегрев двигателя. Цилиндровый блок был взаимозаменяемый с блоком самого двигателя. Что касается цилиндров, то они были чугунные и имели рядное вертикальное расположение. Для того, чтобы сделать их более долговечными, на них одевались чугунные гильзы, длиной 5 см и толщиной 2 мм. Как показала практика, именно благодаря гильзам цилиндры служили в 2-3 раза дольше. Блок цилиндров имел водяные каналы с чугунными клапанами (для каждого цилиндра свои отдельные). Это значительно улучшало движение горючей смеси. 
Если заглянуть под капот ГАЗ-69, то с левой стороны можно увидеть нагревательный котел предпускового типа. Чтобы прогреть машину в сильные морозы, требовалось сначала вывернуть руль в правую сторону и, используя люк в левом переднем колесе, установить в нее включенную паяльную лампу. Таким образом грелось масло в картере.

ГАЗ-69 1953 года


 Как говорилось уже выше, кузов ГАЗ-69 был открытым и имел специальный тент, которым натягивался вручную. Крепился он на специальных жестких каркасах. Кстати верх дверей имел брезентовые накладки, которые в любой момент можно было снять. Рамка окна могла подниматься, поэтому в жаркое время года это делало поездку более комфортной. Капот имел широкие боковые панели, которые также легко снимались, что облегчало работу двигателя при высоких температурах. Салон был рассчитана на 8 пассажиров: спереди сидел водитель и один пассажир, далее – 2 ряда лавок по 3 места каждая. По сути, эти лавки выполняли роль ящиков, так как сиденья поднимались и внутри можно было хранить различные инструменты. Задний борт автомобиля был откидным, а пространство внутри использовалось для хранения троса, аварийных знаком и прочих принадлежностей. На бензонасосе располагался фильтр тонкой очистки, а на раме – фильтр грубой очистки.
 Спустя несколько месяцев, после запуска производства ГАЗ-69, их начали использовать в военных парадах, а весной следующего года – в сельскохозяйственных работах. В 1954 года немало машин ушло на обслуживание полярных станций. Кстати, именно такой шаг стал мотивацией для конструкторов Горьковского завода изобрести целых 4 вида мотосаней с гусеницами вместо колес, взяв за основу этого «труженика». Но даже не смотря на свою бешеную популярность и, казалось бы, безупречность, автомобиль часто переоборудовали и внедряли что-то новое. Так в 1960 году модернизировали передний мост, оснастив его усиленными подшипниками, шкворневыми узлами и более плотными карданами.

 Модификации на базе автомобиля ГАЗ 69


ГАЗ-69А 1953 года


 ГАЗ-69А – 5-ти местный 4-х дверный сельскохозяйственный внедорожник с багажником.

ГАЗ-46 (МАВ-69) 1954 года


 Армейское обозначение машины - МАВ (малый автомобиль водоплавающий).

ГАЗ-19 Опытный 1955 года


ГАЗ-19А Опытный 1955 года

 Опытный образец фургона с колесной формулой 4×2 на базе полноприводного ГАЗ-69. В 1955 году было выпущено 2 варианта этой машины - ГАЗ-19 с глухими стенками и ГАЗ-19А с боковыми окнами. Основное предназначение этой машины - обслуживание почтовых учреждений. Причина незапуска в серию этого автомобиля - отсутствие готовой передней балки, специальное производство которой было экономически невыгодным в силу небольшой потребности в таких автомобилях.
 
 

ЛФМ-ГПИ-29 1955 года


 В 1955-56 годах в Горьковском Политехническом Институте была создана новая версия машины для обустройства ледовых аэродромов - ЛФМ-ГПИ-29. В ходе производства она была модифицирована до ЛФМ-ГПИ-29М, которую дополнили устройством для бурения льда.

ПМГ-20 1956 года


 Пожарная машина на базе ГАЗ-69. Опытный экземпляр был выпущен ОКБ №8 в Прилуках в 1954 году. Серийно машина выпускалась Варгашинским заводом ППО с 1956 по 1964 годы.
В основном применялся на торфопредприятиях и в составе ЮДПД. ПМГ-20 мог буксировать к месту пожара цистерно-рукавный прицеп ЦПР-20, который поставлялся вместе с автонасосом.

ГАЗ-50 1958 года


 Внутризаводской тягач на укороченном шасси ГАЗ-69. Для нужд ГАЗа было построено несколько десятков таких тягачей из задела деталей, оставшихся после передачи производства 69-го семейства на УАЗ.

2П26 "Шмель" 1959 года


 Ракетный комплекс на базе внедорожника ГАЗ-69.

НАМИ-СЗМУ-023 Опытный 1961 года


 Опытный образец внедорожника на полугусеничном ходу от конструкторов НАМИ.

ЧЗСА ГАЗ-69


 Автомобиль ГАЗ-69, оснащенный металлическим тентом производства ЧЗСА.

ГАЗ-69 Опытный


 Экспрериментальный вариант ГАЗ-69 на арочных шинах, мосты с колесными редукторами для увеличения клиренса.
Существовало несколько вариантов таких экспериментальных снегоходов на базе ГАЗ-69 в конце 50-х начале 60-х, на фоне освоения целинных территорий СССР. Инициатором работ по преодолению целинных и залежных снегов стал Н.С.Хрущев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий