ВАЗ-2108 «Спутник» (экспортное наименование — Lada Samara; в народе известна как «Восьмёрка», «Зубило») — советский и российский переднеприводный автомобиль с кузовом хэтчбек. Выпускался на Волжском автомобильном заводе с 1984—2003 год.
Производство первой партии из 2000 товарных автомобилей было начато 17 декабря 1984 года, 22 декабря 1984 первые серийные ВАЗ-2208 сошли с конвейера, а в первой половине 1985 года автомобили стали поступать в магазины по цене 8345 руб.
Первоначально автомобиль выпускался с так называемым «коротким» передним крылом, но это оказалось непрактично, так как пластмассовая накладка на передок быстро «отходила» от крыльев и деформировалась от воздействия солнца. Начиная с 1991 года был разработан новый дизайн передка, с крыльями и капотом увеличенной длины. Кроме этого изменилась фальшрадиаторная решетка, что придало автомобилю более современный облик
С начала выпуска автомобиль комплектовался «низкой» панелью приборов. С 1991 года на ВАЗ-2108 начали устанавливать «высокую» панель приборов, которая отличалась наличием тахометра и отсутствием вольтметра, а также измененной эргономикой.
Кузов ВАЗ-2108 имеет трехдверную цельнометаллическую сварную несущую конструкцию. Автомобиль обладает вариантами как пассажирского, так и грузопассажирского кузова. Все детали и узлы кузова, кроме навесных, составляют собой единое целое, сваренное контактной точечной сваркой, а сильно нагруженные детали дополнительно приварены электродуговой сваркой. Основные детали кузова штампуют из листовой малоуглеродистой стали. Толщина основных деталей кузова составляет 0,8 мм, а наружных панелей дверей и передних крыльев — 0,7 мм, усилителей 1-1,2 мм. Мелкие детали штампуют из стали толщиной 0,8-2,5 мм.
На автомобиле установлен четырёхцилиндровый четырёхтактный карбюраторный или инжекторный двигатель объёмом цилиндров 1100 см³, 1300 см³ или 1500 см³ (в зависимости от модификации) с рядным расположением цилиндров с распредвалом в головке цилиндров с приводом от зубчатого ремня. Двигатель специально спроектирован для поперечного расположения на переднеприводном автомобиле. Двигатель в сборе с коробкой передач и сцеплением образует силовой агрегат, установленный в моторном отсеке на трех эластичных опорах.
В зависимости от комплектации автомобиля устанавливается четырёх- или пятиступенчатая коробка передач. Полость картера коробки передач объединена с главной передачей. Крутящий момент от главной передачи передается на ведущие колеса через приводы передних колёс со ШРУСами.
На автомобиле установлена торсионно-рычажная подвеска задних колес. Направляющим устройством подвески являются два продольных рычага, соединенных между собой упругим соединителем. Независимость хода каждого колеса обеспечивается за счет скручивания усилителя, имеющего U-образное сечение, которое обладает большой жесткостью на изгиб и малой — на кручение.
Амортизатор задней подвески гидравлический телескопический двухстороннего действия. Упругие элементы подвески состоят из пружины и буфера хода сжатия. Пружина выполнена из пружинной стали круглого сечения. Она установлена на амортизаторе. Пружины задней подвески, как и передней, под контрольной нагрузкой по длине делятся на два класса — А и Б. Пружины класса А маркируются жёлтой краской по внешней стороне средних витков, класса Б — зелёной.
Обновлённая версия ВАЗ-2108. Модернизация в основном коснулась кузова: в связи с унификацией с седаном ВАЗ-21099 автомобиль получил "длинное" крыло, а также изменения некоторых деталей передка и радиатора. Рестайлинговый вариант не сразу вытеснил с конвейера версию с "коротким" крылом, до 1994 г. они выпускались параллельно. Последний автомобиль был выпущен 1 октября 2003 г.
Автомобиль для измерения коэффициента сцепления взлётно-посадочных полос аэродромов.
Вариант с кузовом кабриолет подготовленный тюнинг ателье Konela.
Экспортная версия ВАЗ 2108 для рынка Канады. Основной внешней отличительной особенностью "Самар" для канадского рынка являлись интегрированные в бока бамперов габаритные огни в соответствии с североамериканским стандартами.
Tоп-версия хэтчбэка 2108 с двигателем 1.3 л, предлагавшаяся на рынке Великобритании.
Опытный образец ВАЗ-2108 с кузовом "тарга", изготовленный в 1988 г. в Центре стиля ВАЗа. По некоторым данным, был собран один автомобиль и один кузов, кузов был уничтожен в 1992 г., а позже был утилизирован и автомобиль.
ВАЗ-2108 "Спутник" Предсерийный 1983 года
Переднеприводная схема давно привлекала автомобильных конструкторов, но массовый переход в мире на такие модели начался лишь в середине 1970-х годов. При этом даже в условиях европейской дорожной сети их распространение сдерживалось недостаточной проработанностью конструкции и технологии узлов привода колёс, рулевого управления, подвески силового агрегата. Однако поперечное расположение силового агрегата и передних ведущих колёс при существовавшем тогда уровне развития техники уже позволяло сделать автомобиль малого класса компактнее и легче обычного. Проект переднеприводного автомобиля начал разрабатываться Волжским автозаводом в 1971 году. С 1971 по 1977 годы на заводе было спроектировано и построено несколько опытных образцов переднеприводных машин. Проектирование ВАЗ—2108 начато в мае 1977 года. 17 февраля 1978 года Министерство автомобильной промышленности СССР утвердило техническое задание ВАЗу на семейство переднеприводных автомобилей. К этому моменту на заводе уже имелась вполне отработанная концепция будущей машины. Первый прототип ВАЗ-2108 был готов в конце 1978 года, а в феврале 1979-го начались его лабораторные испытания. Некоторые узлы и агрегаты ВАЗ-2108 разрабатывались совместно с западными компаниями Порше и UTS. 29 мая 1979 года вышло постановление Совета министров СССР № 470 «О разработке и освоении на Волжском автозаводе семейства переднеприводных автомобилей». Официально о создании в Тольятти новой модели легкового автомобиля объявил министр автомобильной промышленности В. Н. Поляков в своём выступлении на XXVI съезде КПСС в феврале 1981 года. Он сообщил, что в одиннадцатой пятилетке на ВАЗе будет создана машина с передними ведущими колёсами, не связанная по конструкции и технологии с выпускаемыми «Жигулями» классической компоновки.Производство первой партии из 2000 товарных автомобилей было начато 17 декабря 1984 года, 22 декабря 1984 первые серийные ВАЗ-2208 сошли с конвейера, а в первой половине 1985 года автомобили стали поступать в магазины по цене 8345 руб.
ВАЗ-2108 "Спутник" 1984 года
Первоначально автомобиль выпускался с так называемым «коротким» передним крылом, но это оказалось непрактично, так как пластмассовая накладка на передок быстро «отходила» от крыльев и деформировалась от воздействия солнца. Начиная с 1991 года был разработан новый дизайн передка, с крыльями и капотом увеличенной длины. Кроме этого изменилась фальшрадиаторная решетка, что придало автомобилю более современный облик
С начала выпуска автомобиль комплектовался «низкой» панелью приборов. С 1991 года на ВАЗ-2108 начали устанавливать «высокую» панель приборов, которая отличалась наличием тахометра и отсутствием вольтметра, а также измененной эргономикой.
ВАЗ-2108 "Спутник" 1984 года
Кузов ВАЗ-2108 имеет трехдверную цельнометаллическую сварную несущую конструкцию. Автомобиль обладает вариантами как пассажирского, так и грузопассажирского кузова. Все детали и узлы кузова, кроме навесных, составляют собой единое целое, сваренное контактной точечной сваркой, а сильно нагруженные детали дополнительно приварены электродуговой сваркой. Основные детали кузова штампуют из листовой малоуглеродистой стали. Толщина основных деталей кузова составляет 0,8 мм, а наружных панелей дверей и передних крыльев — 0,7 мм, усилителей 1-1,2 мм. Мелкие детали штампуют из стали толщиной 0,8-2,5 мм.
На автомобиле установлен четырёхцилиндровый четырёхтактный карбюраторный или инжекторный двигатель объёмом цилиндров 1100 см³, 1300 см³ или 1500 см³ (в зависимости от модификации) с рядным расположением цилиндров с распредвалом в головке цилиндров с приводом от зубчатого ремня. Двигатель специально спроектирован для поперечного расположения на переднеприводном автомобиле. Двигатель в сборе с коробкой передач и сцеплением образует силовой агрегат, установленный в моторном отсеке на трех эластичных опорах.
В зависимости от комплектации автомобиля устанавливается четырёх- или пятиступенчатая коробка передач. Полость картера коробки передач объединена с главной передачей. Крутящий момент от главной передачи передается на ведущие колеса через приводы передних колёс со ШРУСами.
На автомобиле установлена торсионно-рычажная подвеска задних колес. Направляющим устройством подвески являются два продольных рычага, соединенных между собой упругим соединителем. Независимость хода каждого колеса обеспечивается за счет скручивания усилителя, имеющего U-образное сечение, которое обладает большой жесткостью на изгиб и малой — на кручение.
Амортизатор задней подвески гидравлический телескопический двухстороннего действия. Упругие элементы подвески состоят из пружины и буфера хода сжатия. Пружина выполнена из пружинной стали круглого сечения. Она установлена на амортизаторе. Пружины задней подвески, как и передней, под контрольной нагрузкой по длине делятся на два класса — А и Б. Пружины класса А маркируются жёлтой краской по внешней стороне средних витков, класса Б — зелёной.
ВАЗ-21083 "Самара" 1991 года
Обновлённая версия ВАЗ-2108. Модернизация в основном коснулась кузова: в связи с унификацией с седаном ВАЗ-21099 автомобиль получил "длинное" крыло, а также изменения некоторых деталей передка и радиатора. Рестайлинговый вариант не сразу вытеснил с конвейера версию с "коротким" крылом, до 1994 г. они выпускались параллельно. Последний автомобиль был выпущен 1 октября 2003 г.
Модификации на базе автомобиля ВАЗ 2108:
ВАЗ-2108 "Спутник" ИКС Опытный 1986 года
Автомобиль для измерения коэффициента сцепления взлётно-посадочных полос аэродромов.
Lada Samara Cabriolet by Konela 1987 года
Вариант с кузовом кабриолет подготовленный тюнинг ателье Konela.
Lada Samara 3-door 1987 года
Экспортная версия ВАЗ 2108 для рынка Канады. Основной внешней отличительной особенностью "Самар" для канадского рынка являлись интегрированные в бока бамперов габаритные огни в соответствии с североамериканским стандартами.
Lada Samara 1300 SLX (21086) 1987 года
Tоп-версия хэтчбэка 2108 с двигателем 1.3 л, предлагавшаяся на рынке Великобритании.
ВАЗ-2108 "Тарга" Опытный 1988 года
Опытный образец ВАЗ-2108 с кузовом "тарга", изготовленный в 1988 г. в Центре стиля ВАЗа. По некоторым данным, был собран один автомобиль и один кузов, кузов был уничтожен в 1992 г., а позже был утилизирован и автомобиль.
Комментариев нет:
Отправить комментарий