ЗАЗ 965

 ЗАЗ 965 — советский малолитражный автомобиль, выпускавшийся с 1960 по 1963 год. В народе получил прозвище "Горбатый".

ЗАЗ 965 Запорожец 1962 года


 В середине 50-х годов советские власти всерьез озаботились повышением уровня жизни населения, уставшего от войны и «великих строек коммунизма»: началось массовое строительство жилья, а также появилась потребность в компактном и доступном автомобиле для широких масс. Об этом говорили и многочисленные письма от населения с просьбами освоить в производстве простой и дешёвый легковой автомобиль, адресованные автомобильным и мотоциклетным заводам. Задача создания такового была поставлена органами государственного экономического планирования для освоения в период 1959—1965 годов, в перспективный типаж легковых автомобилей которого впервые вошёл как тип четырёхместный микролитражный автомобиль с «сухой» массой около 600 кг и с двигателем мощностью 20-25 л. с.
 Впоследствии за образец при проектировании был взят оценивавшийся как «новейший» автомобиль FIAT 600 итальянского производства с более традиционными дизайном и компоновкой
 Автомобиль приводил в движение мотор воздушного охлаждения редкой конфигурации V4 с рабочим объёмом 746 см³, который назывался МеМЗ-965. Двигатель имел воздушное охлаждение с распредвалом в развале блока между головками цилиндров. Расположение — за задней осью. Частично использовался алюминиевый сплав, картер был из магниевого сплава. Мощность — 23 л.с.
 На модели ЗАЗ 965А, выпускаемой в 1962—1965 гг устанавливался двигатель МеМЗ 966, с увеличенным рабочим объёмом до 887 см³, развивавший 27 л.с., а в 1966—1969 гг — МеМЗ 966А с тем же рабочим объёмом, но уже в 30 л.с.

ЗАЗ 965A "Запорожец" 1965 года

Модификации модели ЗАЗ 965

 ЗАЗ 965АЭ "Jalta" 1965 года — экспортная модификация, отличалась улучшенной отделкой салона и шумоизоляцией, а также пепельницей и наружным зеркалом заднего вида с левой стороны в стандартном оснащении. На многие автомобили дилеры самостоятельно устанавливали радиоприёмник. Кроме того модификация отличалась боковыми наклонными молдингами. Импорт осуществлялся через финскую компанию Konela (под названием Jalta) и бельгийскую Scaldia-Volga (Yalta).

ЗАЗ 965АЭ "Jalta" 1965 года

 ЗАЗ 965 Пикап — построен специально для внутризаводского использования на заводе, не имел собственного индекса. Изготавливались из бракованных кузовов серийных машин.

ЗАЗ 965 Пикап 1963 года

ЗАЗ 965С — почтовый фургон для сбора писем с правым расположением руля. Автомобиль имел видоизменённые воздухозаборники системы охлаждения. Задние боковые стекла были заменены металлическими филенками.

ЗАЗ 965С

 На момент своего появления в 1960 году «Запорожец» стоил 18 000 дореформенных рублей (1 800 руб. после реформы). По легенде, цена определялась как совокупная стоимость 1 000 бутылок водки (по 1,80 руб.). Со средней заработной платой в СССР начала 1960-х годов эта величина соотносилась примерно как 20:1, то есть, «Запорожец» можно было купить примерно за 20 средних размеров заработной платы по стране.
 Современная стоимость ЗАЗ-965 на вторичном рынке очень сильно разнится в зависимости от продавца и сохранности автомобиля, составляя от нескольких тысяч рублей до нескольких тысяч долларов.
 Всего было выпущено 322 166 автомобилей ЗАЗ 965 всех модификаций.

Комментариев нет:

Отправить комментарий