ГАЗ 64 — командирский внедорожник, выпускавшийся в СССР с 1941 по 1943 год.
ГАЗ 64 предназначался для использования в качестве командирского автомобиля и лёгкого артиллерийского тягача, но в армии фактически использовался и как транспортное средство пехоты, способное при кратковременной перегрузке перевезти до отделения бойцов. Автомобиль получил красноармейские прозвища «козлик» и «Иван-виллис», которые затем перешли и на последующие модели ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б.
Как гласит легенда, первоначальным побудительным мотивом создания ГАЗ-64 стала статья из американского журнала Automoutive Industries о начале серийного выпуска джипа Bantam BRC40, прочитанная начальником ГБТУ РККА, генерал-майором И. П. Тягуновым. Его инициативу сделать «советский Бантам» поддержал Нарком тяжёлого машиностроения В. А. Малышев, в свою очередь, распорядившийся ни в чём не отступать от прототипа (несмотря на возражения разработчиков), что и предопределило зауженную до 1250 мм колею и узкий кузов ГАЗ-64. Задание на разработку было выдано в январе 1941 года одновременно двум заводам - ГАЗу и НАТИ. В задании жёстко оговаривалась длина и колея машины, грузоподъёмность (400 кг) и срок службы (5000км). Более удачный по компоновке и плавности хода на пересечённой местности (плавность влияла на стрельбу из пулемёта на ходу) опытный джип НАТИ-АР оказался технологически более сложным и потому в условиях военного времени в серию не пошёл. Разработка ГАЗ-64 (позже и БА-64) происходила под руководством ведущего конструктора В. А. Грачёва в рекордно короткие сроки: 51 сутки — с 3 февраля по 25 марта 1941 года, что во многом объяснялось широкой унификацией джипа с серийно выпускавшимися в то время на ГАЗе автомобилями ГАЗ-61, ГАЗ-ММ и ГАЗ-М-1. С 15 по 27 апреля 1941 года ГАЗ-64 успешно прошёл войсковые испытания на полигоне ГБТУ РККА, в испытаниях также участвовал НАТИ-АР.
Пигмей стал прототипом серийного вездехода ГАЗ 64, созданный по заказу Главного автобронетанкового управления РККА. На разработку и изготовление машин конструкторской группе во главе с В.А. Грачевым понадобился всего 51 день. Название "Пигмей" было дано прототипам по образцу армейского багги Ford Pygmy - компактного, легкого, простого. Машина не имела тента, так как это не было даже прописано в техническом задании основного заказчика. Кроме этого, вопреки своей принадлежности, машины были укомплектованы шоссейными шинами. Изначально В.А. Грачев планировал поставить ГАЗ 64 на шасси ГАЗ 61, чтобы машина могла двигаться по колее грузовых машин. Однако нарком среднего машиностроения В.А. Малышев в приказной форме настоял на применении укороченных мостов по типу американского внедорожника Bantam BSA. Копирование привело к тому, что и "Пигмей", и серийный ГАЗ 64 были вынуждены прокладывать свою собственную колею и не обладали достаточной устойчивостью на косогорах.
В апреле 1941 года образцы ГАЗ 64 под условным названием "Разведчик-1" (Р-1) прошли армейские испытания и были рекомендованы к серийному выпуску.
В августе 1941 года вышла первая партия ГАЗ-64, собранных по обходной технологии, до конца 1941 года было выпущено 601 машина (с учётом опытных образцов 602, в это время ГАЗ-64 оставался фактически единственной легковой серийной моделью завода). ГАЗ-64 серийно выпускался с конца августа 1941 года до апреля 1943 года. Всего было произведено 672 автомобиля.
Автомобиль ГАЗ-64 был построен на укороченном на 755 мм по базе шасси ГАЗ-61, что позволило отказаться от промежуточного карданного вала. В конструкции ГАЗ-64 применялись уже освоенные в производстве узлы и агрегаты серийных автомобилей: ГАЗ-61— рулевой механизм, тормоза (кроме привода), доработанный передний мост, раздаточная коробка, задние рессоры, и ГАЗ-ММ — двигатель и доработанная 4-ступенчатая КПП. Более плотная компоновка заставила поднять двигатель выше, чем на полуторке. Из-за дефицитности специальных вездеходных шин размерности 6,50-16" с рисунком «расчленённая ёлка» ещё на заводе (и тем более впоследствии при эксплуатации) на ГАЗ-64 также устанавливали шины размерности 7,00-16" от «эмки», что снижало реальную проходимость из-за дорожного рисунка протектора и более узкого поперечного профиля. С целью увеличения переднего угла въезда и облегчения преодоления вертикальных стенок (до 0,5 м) в подвеске переднего моста использовались четыре четверть-эллиптических рессоры. Такой подвеске свойственны частые поломки листов из-за их нерационального нагружения, а также низкая поперечная жёсткость. Для устойчивости прямолинейного движения в шарнирах всех рессор применили хорошо защищённые и долговечные резьбовые пальцы и втулки от ГАЗ-11. Во избежание «галопирования» при столь короткой базе были установлены четыре (по два на ось) гидравлических амортизатора одностороннего действия от ГАЗ-M1, а в задней подвеске стабилизатор поперечной устойчивости. Привод тормозов всех колёс — механический, тросовый, как и на ГАЗ-11-73, но с жёстким валом без уравнителей, приводимым равноценно ножной педалью и ручным рычагом.
Кузов — открытый, четырёхместный (передние сиденья - раздельные). Ещё двое бойцов могли сесть на полках задних крыльев. Там же размещалось стрелковое оружие, боеприпасы (вплоть до 45-мм снарядов) и специальное оборудование (рация). Для беспрепятственного и быстрого выхода кузов был бездверным. Брезентовый тент простейшей формы без боковин придерживался одной дугой. Ветровое вертикальное стекло (чтобы не отражать солнечные блики вверх) в жёсткой трубчатой рамке откидывалось вперёд и фиксировалось в горизонтальном положении. Все поверхности кузова имели плоские очертания либо гнутые в одной плоскости формы, что делало его простым в изготовлении. Торцы стальных кузовных панелей окантовывались трубами. Все стыки соединялись точечной сваркой, изредка дуговой. В оформлении передка машины использовались элементы ГАЗ-АА: верхняя часть кожуха радиатора с эмблемой, крышки капота, основной бензобак на 43 литра перед ветровым стеклом, щиток приборов.
БА-64Г - вариант с навесными стальными катками с ребордами для железнодорожного хода предназначался для сопровождения бронепоездов. Автомобильные колеса оставались ведущими и на рельсах. Чтобы сойти с рельсов, нужно было просто поднять катки. Был разработан и изготовлен в 3 экземплярах на ГАЗе, а с 1944 года БА 64Г мелкосерийно выпускал Московский вагоноремонтный завод им. Войтовича. Литера "Г" означает "Горьковский". Всего построено более девяти тысяч машин.
БА 64 является самым массовым бронеавтомобилем Красной Армии в годы Великой Отечественной Войны и единственной серийной полноприводной машиной. Серийный выпуск БА 64 начался в апреле 1942 года, с сентября 1943 года завод перешел на производство модернизированной модели БА 64Б с расширенной колеей.
БА-64З - Экспериментальный бронеавтомобиль на лыже-гусеничном ходу с движителем Неждановского. Литера "З" означает "Зимний". Произведен в единственном экземпляре.
ГАЗ 64 1941 года
ГАЗ 64 предназначался для использования в качестве командирского автомобиля и лёгкого артиллерийского тягача, но в армии фактически использовался и как транспортное средство пехоты, способное при кратковременной перегрузке перевезти до отделения бойцов. Автомобиль получил красноармейские прозвища «козлик» и «Иван-виллис», которые затем перешли и на последующие модели ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б.
Как гласит легенда, первоначальным побудительным мотивом создания ГАЗ-64 стала статья из американского журнала Automoutive Industries о начале серийного выпуска джипа Bantam BRC40, прочитанная начальником ГБТУ РККА, генерал-майором И. П. Тягуновым. Его инициативу сделать «советский Бантам» поддержал Нарком тяжёлого машиностроения В. А. Малышев, в свою очередь, распорядившийся ни в чём не отступать от прототипа (несмотря на возражения разработчиков), что и предопределило зауженную до 1250 мм колею и узкий кузов ГАЗ-64. Задание на разработку было выдано в январе 1941 года одновременно двум заводам - ГАЗу и НАТИ. В задании жёстко оговаривалась длина и колея машины, грузоподъёмность (400 кг) и срок службы (5000км). Более удачный по компоновке и плавности хода на пересечённой местности (плавность влияла на стрельбу из пулемёта на ходу) опытный джип НАТИ-АР оказался технологически более сложным и потому в условиях военного времени в серию не пошёл. Разработка ГАЗ-64 (позже и БА-64) происходила под руководством ведущего конструктора В. А. Грачёва в рекордно короткие сроки: 51 сутки — с 3 февраля по 25 марта 1941 года, что во многом объяснялось широкой унификацией джипа с серийно выпускавшимися в то время на ГАЗе автомобилями ГАЗ-61, ГАЗ-ММ и ГАЗ-М-1. С 15 по 27 апреля 1941 года ГАЗ-64 успешно прошёл войсковые испытания на полигоне ГБТУ РККА, в испытаниях также участвовал НАТИ-АР.
ГАЗ 64 "Пигмей" Опытный 1941 года
Пигмей стал прототипом серийного вездехода ГАЗ 64, созданный по заказу Главного автобронетанкового управления РККА. На разработку и изготовление машин конструкторской группе во главе с В.А. Грачевым понадобился всего 51 день. Название "Пигмей" было дано прототипам по образцу армейского багги Ford Pygmy - компактного, легкого, простого. Машина не имела тента, так как это не было даже прописано в техническом задании основного заказчика. Кроме этого, вопреки своей принадлежности, машины были укомплектованы шоссейными шинами. Изначально В.А. Грачев планировал поставить ГАЗ 64 на шасси ГАЗ 61, чтобы машина могла двигаться по колее грузовых машин. Однако нарком среднего машиностроения В.А. Малышев в приказной форме настоял на применении укороченных мостов по типу американского внедорожника Bantam BSA. Копирование привело к тому, что и "Пигмей", и серийный ГАЗ 64 были вынуждены прокладывать свою собственную колею и не обладали достаточной устойчивостью на косогорах.
В апреле 1941 года образцы ГАЗ 64 под условным названием "Разведчик-1" (Р-1) прошли армейские испытания и были рекомендованы к серийному выпуску.
ГАЗ 64 1941 года
В августе 1941 года вышла первая партия ГАЗ-64, собранных по обходной технологии, до конца 1941 года было выпущено 601 машина (с учётом опытных образцов 602, в это время ГАЗ-64 оставался фактически единственной легковой серийной моделью завода). ГАЗ-64 серийно выпускался с конца августа 1941 года до апреля 1943 года. Всего было произведено 672 автомобиля.
Автомобиль ГАЗ-64 был построен на укороченном на 755 мм по базе шасси ГАЗ-61, что позволило отказаться от промежуточного карданного вала. В конструкции ГАЗ-64 применялись уже освоенные в производстве узлы и агрегаты серийных автомобилей: ГАЗ-61— рулевой механизм, тормоза (кроме привода), доработанный передний мост, раздаточная коробка, задние рессоры, и ГАЗ-ММ — двигатель и доработанная 4-ступенчатая КПП. Более плотная компоновка заставила поднять двигатель выше, чем на полуторке. Из-за дефицитности специальных вездеходных шин размерности 6,50-16" с рисунком «расчленённая ёлка» ещё на заводе (и тем более впоследствии при эксплуатации) на ГАЗ-64 также устанавливали шины размерности 7,00-16" от «эмки», что снижало реальную проходимость из-за дорожного рисунка протектора и более узкого поперечного профиля. С целью увеличения переднего угла въезда и облегчения преодоления вертикальных стенок (до 0,5 м) в подвеске переднего моста использовались четыре четверть-эллиптических рессоры. Такой подвеске свойственны частые поломки листов из-за их нерационального нагружения, а также низкая поперечная жёсткость. Для устойчивости прямолинейного движения в шарнирах всех рессор применили хорошо защищённые и долговечные резьбовые пальцы и втулки от ГАЗ-11. Во избежание «галопирования» при столь короткой базе были установлены четыре (по два на ось) гидравлических амортизатора одностороннего действия от ГАЗ-M1, а в задней подвеске стабилизатор поперечной устойчивости. Привод тормозов всех колёс — механический, тросовый, как и на ГАЗ-11-73, но с жёстким валом без уравнителей, приводимым равноценно ножной педалью и ручным рычагом.
Кузов — открытый, четырёхместный (передние сиденья - раздельные). Ещё двое бойцов могли сесть на полках задних крыльев. Там же размещалось стрелковое оружие, боеприпасы (вплоть до 45-мм снарядов) и специальное оборудование (рация). Для беспрепятственного и быстрого выхода кузов был бездверным. Брезентовый тент простейшей формы без боковин придерживался одной дугой. Ветровое вертикальное стекло (чтобы не отражать солнечные блики вверх) в жёсткой трубчатой рамке откидывалось вперёд и фиксировалось в горизонтальном положении. Все поверхности кузова имели плоские очертания либо гнутые в одной плоскости формы, что делало его простым в изготовлении. Торцы стальных кузовных панелей окантовывались трубами. Все стыки соединялись точечной сваркой, изредка дуговой. В оформлении передка машины использовались элементы ГАЗ-АА: верхняя часть кожуха радиатора с эмблемой, крышки капота, основной бензобак на 43 литра перед ветровым стеклом, щиток приборов.
Модификации на базе автомобиля ГАЗ 64
БА-64Г 1942 года
БА-64Г - вариант с навесными стальными катками с ребордами для железнодорожного хода предназначался для сопровождения бронепоездов. Автомобильные колеса оставались ведущими и на рельсах. Чтобы сойти с рельсов, нужно было просто поднять катки. Был разработан и изготовлен в 3 экземплярах на ГАЗе, а с 1944 года БА 64Г мелкосерийно выпускал Московский вагоноремонтный завод им. Войтовича. Литера "Г" означает "Горьковский". Всего построено более девяти тысяч машин.
БА-64 1942 года
БА 64 является самым массовым бронеавтомобилем Красной Армии в годы Великой Отечественной Войны и единственной серийной полноприводной машиной. Серийный выпуск БА 64 начался в апреле 1942 года, с сентября 1943 года завод перешел на производство модернизированной модели БА 64Б с расширенной колеей.
БА-64З Опытный 1943 года
БА-64З - Экспериментальный бронеавтомобиль на лыже-гусеничном ходу с движителем Неждановского. Литера "З" означает "Зимний". Произведен в единственном экземпляре.
Комментариев нет:
Отправить комментарий