Советский грузовик - ГАЗ 52

ГАЗ 52 — советский среднетоннажный грузовик грузоподъёмностью 2,5 т.

ГАЗ 52-04 1975 года

 В 1950х годах Горьковский Автомобильный завод начал разработку новой модели грузовика. Первый грузовик грузоподьемностью 2,5 тонны, выпущенный опытно-промышленной партией в конце 50-х получил название ГАЗ 52Ф. Новаяк кабина имела панорамное лобовое стекло. На машине устанавливался экспериментальный 6-цилиндровый двигатель с форкамерно-факельным зажиганием и тремя клапанами на цилиндр мощностью 80 л.с. Колесная база - 3300мм.
 

ГАЗ 52Ф 1958 года

 

 В 1959 году появился второй экспериментальный  вариант 3-тонного бортового грузовика
ГАЗ 52Г с колесной базой 3700мм.

ГАЗ 52Г Опытный 1959 года


 Еще один опытный образец, выпущенный в том же 1959м году имел индекс ГАЗ 52. Это был седельный тягач, предназначенный для перевозки полуприцепов.

ГАЗ 52П Опытный 1959 года

 

 На ГАЗ-52 устанавливалась кабина от ГАЗ-53, что в ряде случаев затрудняет их идентификацию.
Основное отличие — это рядный шестицилиндровый двигатель, разработанный на базе довоенного карбюраторного двигателя внутреннего сгорания ГАЗ-11, на ГАЗ-53 устанавливался V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель ЗМЗ-53.
Также на ГАЗ-52 устанавливались колёса и шины от ГАЗ-51 размером 220—508 (7,50-20 дюймов), колёсные диски с шестью отверстиями. На ГАЗ-53 устанавливались шины несколько бо́льшего размера — 240—508 (8,25-20 дюймов), колёсные диски с тремя отверстиями. Диски взаимозаменяемы.
  Ещё одним внешним отличием ГАЗ-52 от ГАЗ-53 является различная ширина радиатора — с шестицилиндровым двигателем ГАЗ-52 устанавливался более узкий радиатор, что хорошо видно через решётку облицовки, если смотреть на автомобиль прямо спереди. На автомобилях ГАЗ-53 с восьмицилиндровыми двигателями радиатор более широкий, визуально занимающий почти весь просвет решётки.Также отличительным признаком автомобилей семейства ГАЗ-52 от ГАЗ-53 является расположенный с правой стороны автомобиля глушитель, однако известны переделанные варианты выхлопной системы ГАЗ-52 с левосторонним глушителем.Также необходимо отметить, что хотя кабина на автомобилях 52-го и 53-го семейств одинаковая, имелись некоторые различия в её окраске на заводе — облицовка радиатора на кабинах ГАЗ-52 всегда была одного цвета с кабиной, а на кабинах ГАЗ-53 облицовка была белого цвета, независимо от основного цвета кабины.

ГАЗ 52-03 1966 года


 Двигатели ГАЗ-52 ранних выпусков имели два масляных фильтра — полнопоточный фильтр грубой очистки (с пакетом металлических пластин) и фильтр тонкой очистки ДАСФО (двухсекционный автомобильный супер-фильтр-отстойник). На машинах поздних выпусков устанавливался единый полнопоточный масляный фильтр (на место фильтра грубой очистки).На автомобилях поздних выпусков устанавливался вакуумный усилитель, включенный в систему гидравлического привода тормозов. Также на автомобилях поздних выпусков (чаще модификации 52-01) зачастую устанавливался стартер с электромагнитным тяговым реле, получающим питание от замка зажигания, основная часть выпущенных ГАЗ-52 имела педальный привод включения стартера на полу кабины. При нажатии на педаль стартера шток воздействовал на рычаг бендикса, вводя шестерню в зацепление с зубчатым венцом маховика и одновременно замыкал контакты тягового реле, подсоединяя аккумулятор к стартеру. С годами на кабине изменялась форма облицовки радиатора. Несмотря на поздние усовершенствования автомобиля ГАЗ-53-12, заключавшиеся в установке более современной светотехники (раздельные передние подфарники ПФ-130, усовершенствованные задние фонари ФП-130), системы аварийной сигнализации и раздельного гидропривода тормозов и др, эти нововведения не были применены на автомобилях ГАЗ-52, которые до конца выпуска сходили с конвейера с одноконтурным приводом тормозов и архаичными светотехническими приборами 1960-х годов, которые при эксплуатации зачастую заменялись владельцами на более современные.

Модификации грузовика ГАЗ 52 

 

ГЗСА 954 на шасси ГАЗ 52А - Автомобиль-фургон ГЗСА 954 (ГЗТМ 954) был выпущен опытной партией в 1963 году и являлся попыткой завода продлить жизнь аналогичной модели на шасси ГАЗ 52A. Внешне фургон отличался лишь сдвинутыми назад колесными нишами из-за более длинной колесной базы.

ГЗСА 954 на шасси ГАЗ 52А 1963 года 

 

 
MPC 1-52 Опытный -  С 1977 года на TARK был организован выпуск новых грузовиков с двухрядными кабинами для ремонтных бригад (прежде такие машины выпускались только в ходе капремонта). При переделке длиннобазных шасси ГАЗ 52-01 или ГАЗ 53А, а впоследствии и ГАЗ 3307, на них монтировали бортовую платформу от ГАЗ 52-04, а вместо вырезанной задней стенки кабины приваривали каркас второй такой же кабины. Своя дверь для второго ряда сидений устанавливалась только справа (на строившихся прежде в ходе капремонта машинах ее не было вовсе). Иногда двойной кабиной оснащали и короткобазные ГАЗ 52-04 – в этом случае их бортовая платформа просто укорачивалась.

MPC 1-52 Опытный 1977 года

  Автомобилей ГАЗ-52 выпущено 1.006.330 ед.

1 комментарий:

  1. Про тот же двигатель ВАЗ есть такая подробная статья https://swapmotor.ru/dvigateli/gaz-dvigateli/zmz-402.html Тут много дельного написано

    ОтветитьУдалить