ЗиЛ 130

 ЗИЛ-130 — советский и российский грузовой автомобиль производства ЗИЛ. Пришёл на смену ЗИЛ-164.

ЗиЛ 130 1964 года


 В 1953 году на Московском автомобильном заводе им.Сталина началась разработка автомобиля ЗИС-125 (ЗИС-150М), предназначенного для кардинальной замены выпускавшейся в те годы (и не слишком удачной по конструкции) модели ЗИС-150. Доработанный опытный образец этого грузовика, но уже под цифровым индексом «130», рассчитанный на перевозку 4 т груза, на ЗИЛе собрали в декабре 1956 г. Разработкой машины руководил главный конструктор ЗИЛа по грузовым автомобилям Анатолий Маврикиевич Кригер, а ведущим конструктором был назначен Георгий Александрович Феста. Им помогали конструкторы Г.Г. Михайлов, А.Г. Зарубин, Б.Я. Сосков, Я.М. Шендерович, А.П. Зигель, Г.А. Матеров и многие другие.

ЗиЛ 130 Предсерийный 1956 года

 Под капотом первого прототипа ЗИЛ-130 был установлен экспериментальный карбюраторный 6-цилиндровый V-образный двигатель ЗИЛ-Э130 рабочим объёмом 5200 см3 и проектной мощностью 135 л.с. (фактически развивал 130 л.с.) при 3200 об/мин с развалом блоков цилиндров 90°, но уже в конце 1957-го – начале 1958 гг. дорожные испытания автомобилей, оснащённых этим силовым агрегатом показали, что его мощности недостаточно для получения требуемых динамических качеств новой машины, которую планировалось использовать и в качестве тягача. Вследствие этого было принято решение о разработке 8-цилиндрового V-образного двигателя мощностью порядка 150 л.с.

ЗиЛ 130 Предсерийный 1962 года

 Первые опытные образцы ЗИЛ-130 прошли испытания в 1959 году. Тогда же новая машина впервые экспонировалась для широкого обозрения на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. В феврале 1961-го было окончательно утверждено проектное задание и в этом же году началось поэтапное освоение агрегатов нового грузовика с установкой их на выпускаемые в то время модели (ЗИЛ-164А и ЗИЛ-157К). В сентябре 1962-го была изготовлена первая опытная партия автомобилей (5 шт.), которые столичный завод передал Ярославскому шинному заводу. На них вместе с несколькими десятками экземпляров машин, изготовленных в 1962-1963 гг. по обходной технологии, был отработан сборочный процесс, изжиты неизбежные в таком деле «детские болезни» и окончательно сформирован внешний облик грузовика. Первое признание к новой модели пришло в 1963 г., когда на Международной ярмарке в Лейпциге создатели ЗИЛ-130 стали обладателями диплома и золотой медали. Завершение генеральной реконструкции ЗИЛа, начатой в 1959 г., позволило организовать крупномасштабный выпуск ЗИЛ-130. В 1963 году с конвейера сошли первые машины, с 1 октября 1964-го началось массовое серийное производство, а 24 декабря конвейер покинул последний грузовик предыдущего поколения ЗИЛ-164А. Многоступенчатая доводка силового агрегата ЗИЛ-130, последовательное изготовление почти 40 опытных образцов, семи десятков двигателей, около сотни КПП, длительные сравнительные испытания с зарубежными аналогами не оставляли сомнений, что в серию запущена качественно новая модель среднетоннажного автомобиля, который по комплексу показателей находился в одном ряду с самыми современными машинами европейских и американских фирм.

ЗиЛ 130 1964 года

 Автомобиль оснащался 8-цилиндровым карбюраторным четырёхтактным V-образным верхнеклапанным двигателем ЗИЛ-130 мощностью 148 л.с. при 3000 об/мин (с ограничителем) со степенью сжатия 6,5 и рабочим объёмом 5996 см3.
 Карбюратор – К-88, двухкамерный, верхний, с падающим потоком, сбалансированный с экономайзерным устройством и насосом ускорения, оборудовался пневмоцентробежным регулятором числа оборотов коленчатого вала. Привод ускорительного насоса – механический. На карбюратор ставились два клапана экономайзера – с механическим и пневматическим приводами.

ЗиЛ-ММЗ 555 1964 года

 С 1964 года все без исключения бортовые автомобили семейства ЗИЛ-130 оборудовались оснасткой для работы в качестве тягача, включавшей в себя комбинированные тормозные краны, тягово-сцепные устройства и пневмо- и электровыводы для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа.
 С конца III квартала 1965 г. шасси ЗИЛ-130Д1 комплектовались задними мостами с передаточным отношением 6,45.
 В октябре 1965 г. усилено крепление крышек подшипников вала ведущей цилиндрической шестерни путём увеличения количества болтов крепления крышек с шести до восьми.
 В начале 1966 года фары типа ФГ2-А2 уступили место новым ФГ122-Г с уменьшенными корпусами и упрощённой системой регулировки, снабжённым оптическим элементом ФГ105 и двухнитиевыми лампами типа А-12 на 50 и 40 Вт (на дальний и ближний свет). Параллельно с этими фарами на часть автомобилей (в основном на экспортные версии) устанавливались фары ФГ122-ГВ с оптическим элементом ФГ140 с европейским асимметричным светораспределением ближнего света с лампой на 45 и 40 Вт.
 Начиная с первого квартала 1966 года на двигатели ЗИЛ-130 устанавливался карбюратор К-88А, отличавшийся от своего предшественника отсутствием клапана экономайзера с пневматическим приводом.
 В 1966 году внедрены трёхклапанный топливный насос Б-10 увеличенной производительности, усиленные 16-листовые задние рессоры и уширенные колодки тормозов задних колёс шириной 140 мм вместо 100 мм, а также масляный радиатор пониженной высоты. Была улучшена конструкция КПП: введён механизм переключения передач, снабжённый предохранителем включения первой передачи и заднего хода.
 В том же 1966 году на ЗИЛ-130 был введён бензобак с горловиной по центру, а инструментальный ящик сместили ближе к задним колёсам.

ЗиЛ 130B 1964 года

  ЗиЛ 130B - седельный тягач, предназначенный для буксировки различных полуприцепов общей массой до 12 500 кг. По сравнению с ЗиЛ 130 колёсная база уменьшена до 3300 мм.

ЗиЛ 130Г 1965 года

 ЗиЛ 130Г - удлинённая версия стандартной модели ЗиЛ 130. Отличалась увеличенной до 4500 мм колёсной базой и, соответственно, более вместительной грузовой платформой с двухсекционными боковыми бортами.

АПК-9 на шасси ЗиЛ 130Г 1967 года

 Автомобиль с подъемным кузовом АПК-9 предназначен для загрузки багажа в "чрево" мегалайнеров своего времени Ту-114. С виду это обычный ЗиЛ 130Г, который задним ходом подъезжал к загрузочному люку, поднимал кузов, выдвигал ленточный транспортер, и уже по транспортеру в люк загружался багаж. Но был один нюанс. Все операции, включая управление перемещением автомобиля, осуществлялись с выносного пульта.

АНР-40 (130) модель 127А 1970 года

 Автомобиль насосный рукавный. Выпускался Прилукским заводом "Пожмашина" на шасси ЗиЛ 130. Предназначен для доставки к месту пожара боевого расчета, средств пожаротушения, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и служит для прокладки магистральной рукавной линии по ходу автомобиля и ликвидации пожара.

 О происхождении ЗИЛ-130 существует популярная легенда, будто бы чертежи автомобиля были получены СССР в порядке репарации с побеждённой во Второй Мировой войне Японии.

 В настоящее время этот легендарный грузовик считается безнадежно устаревшим — довольно высокий расход топлива (до 30 и более литров на 100 км пробега) при относительно небольшой грузоподъемности, а также постепенное прекращение производства бензина А-76 при постоянном его дорожании, все это предопределило дальнейшую судьбу ЗИЛ-130 в народном хозяйстве — зачастую при исчерпании ресурса основных узлов автомобили списываются, либо карбюраторный двигатель ЗИЛ-130 заменяется более экономичным дизельным двигателем Д-245.

3 комментария:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить

  2. хороший автомобиль честно спасибо за ЗИЛы как бальзам на душу раньше у меня дядя работал на ЗИЛЕ В МОСКВЕ

    ОтветитьУдалить
  3. можливість позики, запропонована містером Бенджаміном, яка рятує мою сім’ю від фінансової неволі {247officedept@gmail.com} привіт усім! Бенджамін, коли нас вигнали з дому, коли я вже не міг оплачувати рахунки, після того, як мене обманули різні компанії в Інтернеті та відмовили у позиці у моєму банку та іншій кредитній спілці, яку я відвідав. моїх дітей взяли в прийомні сім'ї, я був на вулиці один. день, коли я ганебно зайшов до старого шкільного товариша, який познайомив мене з маргариткою Морін. спочатку я сказав їй, що більше не готовий ризикувати запитом позики в Інтернеті, але вона запевнила мене, що отримаю свою позику від них. задумавшись, через свою безпритульність мені довелося взяти судовий розгляд та подати заявку на позику, на щастя для мене, я отримав позику у розмірі 80 000,00 доларів від пана Бенджаміна. Я щасливий, що ризикнув і подав заявку на позику. мої діти були повернені мені, і тепер я маю дім і власний бізнес. вся подяка та подяка йде на допомогу містеру Бенджаміну за те, що він дав мені сенс життя, коли я втратив будь-яку надію. якщо ви зараз шукаєте допомоги в позиці, ви можете зв’язатися з ними за адресою: {247officedept@gmail.com whatsapp + 1-989-394-3740.

    ОтветитьУдалить